И совсем о серьезном - Что именно определяют с помощью полиграфа (спойлер - многобукв)
Считается, что лжецом является человек, который четко осознает и понимает, когда он говорит правду, а когда лжет. Если человек не осознает, что передаваемая им информация является недостоверной, его сообщение нельзя рассматривать как ложь. Скорее речь идет о добросовестном заблуждении.
На сегодняшний день не выявлено физиологических паттернов реагирования, характерных только для лжи или правды. Иными словами, общепризнанным является то, что уникальной физиологической реакции, указывающей на обман, не существует. Более того, существуют иные психологические состояния, которые могут возникнуть под воздействием стимулов, производимых тестированием, и вызвать реакции, сходные с реакциями при обмане. По этой причине тестирование на полиграфе используется как способ непосредственного измерения психофизиологических реакций, которые служат лишь косвенным индикатором лживости или правдивости проверяемого.
Ложь исходит из намерения одного человека ввести в заблуждение другого. Поэтому можно считать, что успешное искажение и сокрытие истинной информации является одной из непосредственных целей лгущего. Отсюда принципиально важным для лгущего становится оценка последствий неудачи в дезинформировании своего оппонента и последующего разоблачения. Фактор последствий лжи является ключевым, так как в значительной степени именно он определяет вероятность появления психофизиологических признаков неискренности. Чем опаснее прогнозируемые последствия раскрытия истины, тем сильнее стремление человека скрыть ее.
Проведение полиграфного тестирования является актуальным, когда есть предположение, что человек (в совокупности перечисленного):
• мог совершить исследуемое действие;
• может скрывать информацию о совершенном действии;
• у такого человека на первое место выдвигается задача избежать возможного раскрытия лжи и последующего наказания за нее.
Оценка значимости стимула осуществляется психикой человека неосознанно и непроизвольно с первых моментов восприятия информации. Психическое ощущение возникает между 100-200 мс после начала воздействия.
На этом этапе происходит соотнесение параметров стимула с информацией, извлекаемой из памяти, результатом чего является определение его значимости, отношения к существующим потребностям человека и имеющимся средствам их удовлетворения. Потребность и вероятность ее удовлетворения делают события значимыми для субъекта, придают им личностный смысл и побуждают субъекта переживать.
Обобщая можно сказать, что, с одной стороны, наличие потребности и оценка вероятности ее удовлетворения – это факторы, которые играют ключевую роль в придании значимости стимулу. С другой стороны, потребность и оценка вероятности ее удовлетворения, которую субъект совершает непроизвольно и часто неосознанно на основе индивидуального опыта, выступает необходимым и достаточным условием для возникновения эмоций.
Как уже говорилось, в ходе тестирования ложь исходит из потребности избежать опасных последствий, которые прогнозируются в связи с раскрытием информации. В тоже время актуализированная потребность и прогноз опасных последствий являются факторами развития отрицательных эмоций и придания значимости задаваемому вопросу. Вопрос, на который проверяемый собирается солгать, становится для него значимым, а ложь, разоблачение которой может привести к опасным последствиям, сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями.
Эмоция – есть отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта.
Вегетативные симптомы эмоционального напряжения определяются величиной (силой) потребности и вероятностью (возможностью) ее удовлетворения. Исходя из этого, степень эмоционального напряжения можно измерять по силе регистрируемых физиологических реакций: частоте сердцебиения, амплитуде и продолжительности КГР, суммарному напряжению тетта-ритма электроэнцефалограммы и т.п.
Оценка вероятности удовлетворения потребности является непроизвольным процессом. Такая оценка проводится независимо от воли и желания самого человека и происходит не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне.
Отрицательна эмоция, возникающая при угрозе неудовлетворения потребностей самосохранения, переживается как тревога, субъект испытывает ощущение нависшей угрозы, боязнь наказания.
Важнейшим условием непроизвольного запоминания того или иного предмета является определенное действие с этим предметом. Поэтому ложь можно рассматривать как сокрытие или искажение такой информации о совершенном действии, которая не только нашла отражение в сознании у лгущего, но и осталась запечатленной в его собственной памяти.
У человека, участвующего в совершении происшествия, остаются в памяти некоторые следы. Если человек скрывает свое участие в данном происшествии, он тем самым скрывает факт существования запомнившихся ему следов. Таким образом, тестирование с применением полиграфа изначально основано на работе с памятью, исследуя ее содержимое на наличие или отсутствие необходимой информации. Полиграф является средством обнаружения биологических следов события, которое представлено в голове преступника или свидетеля в качестве воспоминаний.
В ходе тестирования проверяемый скрывает информацию о совершенных им действиях в связи с прогнозированием негативных последствий ее раскрытия. Вместе с тем, совершенно очевидно, что при наличии опасных последствий человек стремиться скрыть такие действия не только во время полиграфной проверки, но еще на этапе их непосредственного исполнения (кражи совершаются тайком; сбивший человека водитель стремится скрыться с места происшествия, наркоман употребляет наркотики в безлюдных местах и т.п.).
Установлено, что особенностью противоправных действий являются эмоциональные переживания, которые человек испытывает еще на этапе их непосредственного совершения. Преступная деятельность возбуждает у виновников различные процессы и эмоциональные переживания, которые, несомненно, могут иметь свое отражение в сознании.
Более того, эмоции, переживаемые в процессе совершения опасного действия, не проходят бесследно и оставляют свой отпечаток в психике человека. Вместе с тем, не каждый эмоциональный процесс, а исключительно только сильные и организованные эмоции оставляют свой след в сознании человека.
Поэтому не каждое преступное действие влечет за собой эмоциональные возбуждения, которые были бы настолько сильными или неприятными, чтобы отчетливо проявиться в сознании виновника этих действий. Когда в ежедневной жизни встречаешься с делами мелкими, обыкновенными, банальными, которые не оставляют следов в нашей памяти, то они не возбуждают никаких чувств. Эффективный эмоциональный след может оставаться, прежде всего, у виновника преступления большого масштаба или у лица, впервые совершающего преступное деяние.
Запомнившийся образ от происшествия представляет собой внутреннее отображение в психике информации, полученной в связи с происшествием. Благодаря возникновению такого запоминающегося следа, человек может вызвать из памяти образы, мысленно воспроизвести процесс происшествия, а также распознать все, что он видел и слышал в тот момент времени.
Эмоциональный след представляет собой аффективное переживание, доступное к воспроизведению из памяти и повторному восприятию – эмоциональная реакция может возникнуть и при извлечении следов ранее полученных впечатлений из памяти.
В памяти человека оказывается зафиксированным не только информационный аспект совершенных им действий, но и тот аффективный заряд, который сопровождал их совершение. Совершение действия может оставлять след в памяти человека с различной способностью к воспроизводимости и степенью аффективного заряда.
Из большого количества сложных раздражителей запомнившимися остаются именно те, которые вызывают возникновение эмоциональных реакций.
В ходе полиграфного тестирования, специалист-полиграфолог, прежде всего, ориентируется на получение информации о совершении проверяемым физического действия, которое сопровождалось яркими эмоциональными переживаниями и обеспечило формирование в памяти человека эмоционального следа. В этом случае вопрос, качающийся такого совершенного действия, актуализирует эмоциональный след, реализующий себя в проявлении физиологической активности.
В тоже время, физическое действие, совершение которого не обеспечивает надежного запоминания и последующего воспроизведения информации (то есть того, которое не было четко зафиксировано в памяти человека), может не отразиться в аффективном переживании. Тогда отсутствие должного эмоционального реагирования на задаваемые вопросы может быть ошибочно интерпретировано как непричастность человека к исследуемому действию.
Свойства эмоционального следа, зафиксированного в психике человека, могут быть актуализированы с помощью слов, оказывая на него повторное эмоциональное воздействие. Такое повторное эмоциональное переживание сопровождается соответствующими физиологическими изменениями в организме: торможением речевых реакций, нарушением двигательных процессов, изменением кожно-гальванической реакции, сосудистыми изменениями и др.
Таким образом, физическое действие, совершенное проверяемым и опасное для него по последствиям своего раскрытия, фиксируется в памяти как эмоциональный след. В ходе тестирования на полиграфе под воздействием специально подобранных слов проверочного вопроса запечатленные эмоциональные переживания актуализируются, что отражается на проявлении физиологических реакций. Если проверяемый не совершал действий, исследуемых в проверочном вопросе, эмоциональный след в его памяти отсутствует. Поэтому при правдивом ответе на такой вопрос актуализация свойств эмоционального следа не происходит и эмоциональное напряжение проявляется в низкой степени.